Достоинством планетарных редукторов это их компактность с обеспечением высоких силовых характеристик. Данные редукторы получили широкое применение в различной строиотельной технике как автобетоносмесители, автокраны, дорожные катки, экскаваторы, бульдозеры, мульчеры, самоходные установки и пр.
По типу применения делят:
на ходовые гусеничные, колесные и поворотные редукторы.
Планетарный редуктор - сложный механизм, основная задача которого заключается в преобразовании высокой угловой скорости вращения на входном валу в низкую угловую скорость, но уже на выходном валу. Уникальной особенностью такого механизма является соосность как входящего, так и исходящего потока мощности (валов), расположенных в однорядной планетарной передаче.
В основе редуктора лежит планетарная передача, которая может быть любой формы и состава, что является особым преимуществом. Принципиальная возможность функционирования такой системы зависит, в том числе, от формата распределения функций между 3-мя главными звеньями. К их числу относят:
коронную шестерню;
водило вместе с сателлитными шестернями;
солнечная шестерня.
Интересно то, что любое из вышеуказанных звеньев может работать не только как ведомое, но и как ведущее. Принцип работы планетарного редуктора заключается в том, что вращательное усилие производится через зубчатые элементы, которые находятся в зацеплении с планетарными шестернями. Они располагаются на окружности, причем центр установлен на главной оси солнечной шестерни, а сателлиты имеют четкое сцепление с главной коронной шестерней. При этом водило четко закрепляет все элементы (сателлиты) относительно друг друга.
Для успешного функционирования редуктора планетарного типа требуется, чтобы один из его основных элементов, в виде которого может быть коронная шестерня, солнечная шестерня или водило, жестко крепился относительно корпуса. Стоит добавить, что передаточное число такого редуктора напрямую будет зависеть от выбора ведомого и ведущего компонента.
Редукторы с одной степенью свободы. Представляют собой устройства, где опорное звено всегда заблокировано вместе с корпусом редуктора. Такие модели широко применяются в бортовых передачах гусеничных машин, автомобильных стартерах, грузовых лебедках, тельферах и ступицах ведущих колес.
Редукторы с двумя степенями свободы. По конструкции данный механизм аналогичен предыдущему редуктору, однако опорное звено нередко здесь является разблокированным. Благодаря этому планетарная передача может выполнять здесь еще и функцию дифференциала. Такие механизмы применяются в механизмах поворота гусеничных машин, где требуется плавный разрыв единого потока мощности.
Редуктор многоскоростного типа. Устройство, в котором могут присутствовать разные кинематические цепи, что открывает широкие возможности в плане создания всевозможных передаточных отношений.
Все редукторы планетарного типа являются соосными. Это означает, что в такой конструкции используются зубчатые колеса, что делает их схожими с цилиндрическими устройствами. Благодаря плотной компоновке основных элементов, такие редукторы обычно имеют компактные габаритные размеры, что также приводит к низкому уровню шума. К главным достоинствам планетарных редукторов относятся следующее:
пониженная нагрузка на зубчатые элементы колес;
пониженный уровень шума;
малые габаритные размеры;
повышенное передаточное отношение;
низкая степень нагрузки на опоры редуктора.
Главным минусом таких устройств является сложность их изготовления, для чего требуется исключительная точность всех внутренних элементов. В то же время такие редукторы считаются очень надежными и долговечными в эксплуатации, поэтому их цена всецело себя оправдывает.